Основные сферы и направления деятельности (с детализацией, примерами, иллюстрациями):
(практическая деятельность осуществляется по более широкому спектру направлений)
Бизнес-консалтинг осуществляется для предприятий крупного, среднего и малого бизнеса различной направленности – включая, научные и производственный предприятия, предприятия торговли и строительства, операторы услуг и сервисов, централизованных и сетевых структур и т.д.
Направления («срезы») и содержание бизнес-консалтинга:
Методология осуществления бизнес-консалтинга:
Примеры схем и рисунков, иллюстрирующих некоторые этапы и аспекты бизнес-консалтинга:
АИС ОБЖ представляет собой комплекс широко спектра отраслевых и ведомственных систем мониторинга (сбора и обработки информации, телематики и телеметрии состояния и положения объектов, регистрации событий и т.д.), их интеграцию, комплексирование и обработку, обеспечение межведомственного взаимодействия, анализ, оценку и поддержку выработки управленческих решений; функционирование и взаимодействие на базе общей (или взаимосвязанной) инфокоммуникационной инфраструктуры как отраслевых и ведомственных центров управления различной иерархии, так и функционирование регионального ситуационного мониторингового центра.
Функционально АИС ОБЖ обеспечивает взаимоувязанный комплекс процессов: в процедурной плоскости — мониторинг текущего стояния показателей жизнедеятельности и безопасности, фиксацию событий и обнаружение угроз, их анализ, прогнозирование и выработку управленческих решений, оказание и контроль управленческих воздействий и реагирования на события; в отраслевой плоскости – автоматизацию деятельности силовых структур и экстренных служб (Полиции, МЧС и т.д.) и НПБ (негосударственных предприятий безопасности), автоматизированный мониторинг показателей безопасности и жизнедеятельности социально значимых учреждений (учреждений образования, культуры, здравоохранения и т.д.) и критически важных объектов, автоматизацию деятельности и обеспечения безопасности жизнеобеспечивающих учреждений и предприятий (маршрутизируемого пассажирского транспорта, перевозки опасных грузов, ввоза и обращения отходов, энерго- и водо-обеспечения и т.д.); автоматизацию управленческих, мониторинговых и ситуационных служб и центров различной отраслевой принадлежности и иерархии – от дежурных частей и служб уровня предприятий и районов до ситуационных центов регионального уровня и уровня главков.
Технологическим обеспечением АИС ОБЖ является сложный взаимосвязанной комплекс аппаратно-программных средств, включая широкий комплекс специализированного программного обеспечения (как специфические отраслевые программные продукты и платформы, так и единую региональную информационною платформу, а также средства интеграции и информационного межведомственного взаимодействия, узлы сбора и комплексирования данных), телекоммуникационных ресурсов (проводных и беспроводных сетей передачи данных, проводных и беспроводных систем оперативной и корпоративной связи и т.д.), комплексов систем мониторинга объектов и процессов (систем телематики, телеметрии и видеонаблюдения).
Примеры схем, иллюстрирующих разработку, архитекторы и структура АИС ОБЖ:
Примеры схем иллюстрирующих телекоммуникационное и мониторинговое обеспечение АИС ОБЖ, а также схем информационного взаимодействия и распределения различных видов информации в АИС ОБЖ:
Примеры схем, иллюстрирующих функционирование «отраслевых и ведомственных» автоматизированных систем управления и систем обеспечения безопасности в составе АИС ОБЖ:
Примеры схем, иллюстрирующих взаимодействие АИС ОБЖ с региональным уровнем федеральных систем (на примере системы 112) и региональным уровнем Единой системы обеспечения безопасности (ЕСОБ):
Примеры работ, подготовленных и принятых документов по данной тематике, выполненной при моем непосредственном ключевом участии:
Публикации по теме: «АИС ОБЖ — общегородская автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности» — http://www.techportal.ru/material/?id=12459
Систему управления силами и средства наиболее ярко и полно можно проиллюстрировать на приме систему управления силами и средствами Главного управления внутренних дел региона, она включает как непосредственно объектовые подсистемы мониторинга сил и средств, их информационной поддержки и телекоммуникационного обеспечения; объектовые охранные системы и тревожные сигнализации, так и непосредственно автоматизированные системы поддержки принятия решения различного уровня и различного профиля: учета и регистрации событий, включая автоматизацию дежурно-диспетчерских служб; планирования, учета и расстановки сил и средств; анализа оперативной обстановки; мониторинга и управления силами и средствами.
Взаимодействия с охранными предприятиями и противоугонными системами и т.д. Автоматизированные системы поддержки принятия решений и доведения управляющих воздействия являются функциональной составляющей центров управления различной иерархии – от низовых и районных до региональных, от отделов и управлений (диспетчерских пультов управления (ДПУ) и пультов централизованного наблюдения (ПЦУ) отделов и РУВД) до главка (Центра управления силами и средствами ЦУСС ГУВД). В качестве существенной неотъемлемой инфраструктурной стравляющей АИС УСС помимо объектовых и подсистем и специализированного программного обеспечения следует особо отметить: ведомственные проводные и беспроводные системы передачи данных и оперативной связи, ведомственные ресурсы обработки и хранения данных.
Примеры схем организации, структуры и взаимодействия ЦУСС / ЦУН / СУМН ГУВД:
Пример организации зала СЦ ЦУСС ГУВД и его внешнего вида ЦУСС / ЦУН ГУВД:
Пример экранных форм Специализированного программного обеспечения ЦУСС / ЦУН ГУВД:
Примеры схем организации Единой системы цифровой оперативной радиосвязи (ЕСОРС) МЧС:
Пример реализации проектов по данной тематике с моим непосредственным и ключевым участием: создание ЦУСС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и развертывания на его базе сводного Центра обеспечения безопасности проведения Саммита G8 в Санкт-Петербурге.
Грамоты и почетные знаки, врученные мне от главков МВД за реализованные проекты и вклад в развитие систем управления силами и средствами ГУВД в различных регионах:
Статьи по теме: «ЦУСС ГУВД СПб и ЛО»
Подобные АИС строятся по тем же принципам и с использованием схожих организационных технических подходов, включат в себя технологические (информационные, телекоммуникационные, телеметрические и телематические, а так же инструментальные) средства и ресурсы обсечения мониторинга и контроля объектов управления, доведения управляющих воздействий, а также специализированные аппаратно-программные и программные комплексы верификации, анализа, поддержки принятия решений, выработки и формирования управляющих воздействий, определимые спецификой применения, спецификой технологических и производственных процессов, спецификой организационных и технических требований к системам, в целом.
Пример схем организации АИС управления и поддержки деятельности и обеспечения безопасности транспортных и логистических предприятий:
Пример экранных форм специализированного ПО АИС управления и поддержки деятельности и обеспечения безопасности транспортных и логистических предприятий:
Пример – иллюстрация подходов к созданию Сети ШПД для РЖД и организации не ее базе технологических сервисов и сервисов обеспечения безопасности, а таже обеспечения пользовательских сервисов:
Пример – иллюстрация организации безопасности необслуживаемых железнодорожных переездов:
Пример – иллюстрация организации создания и внедрения Автоматизированной системы диспетчеризации и управления энергообеспечением (АСДУЭ) для территориально-распределенных предприятий (на примере проработки организации АСДУЭ для ФГУП «РОСМОРПОРТ»):
Некоторые примеры работ и документов по данным тематикам, осуществлённых с моим участием и/ил непосредственно мною:
Разработка комплексного представления о полномасштабной цифровизации сферы дорожного хозяйства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, представляющая собой разработку целевой модели автоматизации производственных, технологических и управленческих процессов с использованием широкого комплекса информационных и телекоммуникационных технологий.
Перечень автоматизируемых процессов включает:
Разработка целевой модели цифровой трансформации вышеуказанных процессов и дорожного хозяйства в целом включает:
Иллюстрация разработки схем (карт) цифровых сервисов на автомобильных дорогах:
Иллюстрация разработки схем архитекторы, структуры и состава цифровой инфраструктуры дорожного хозяйства:
Иллюстрация разработки схем телекоммуникационного обеспечения цифровизации автомобильных дорог:
Иллюстрация разработки схем методологического и нормативного обеспечения цифровизации автомобильных дорог:
Иллюстрация разработки подходов и схем финансового обеспечения цифровизации автомобильных дорог:
Примеры выпиленных мною работ по данной тематике:
НИР «Разработка целевой модели цифровизации дорожного хозяйства Росавтодора, включая дорожную инфраструктуру и дорожный сервис» в 2018 г. — Заказчик ФГУ «РОСДОРИНФОРМСВЯЗЬ» (подведомственное учреждение Федерального дорожного агентство «РОСАВТОДОР»).
Мои статьи по данной тематике:
Разработка подходов к монетизации цифровых сервисов в дорожном хозяйстве и к применению государственно-частного партнерства при создании и эксплуатации цифровой (инфокоммуникационной и инструментальной) инфраструктуры автомобильных дрог и дорожных сетей.
Подход к монетизации цифровой (информационной, коммуникационной и инструментальной) инфраструктуры автомобильных дорог за счет предоставления цифровых сервисов на возмездной основе и, соответственно, к применяю государственно-частного партнёрства при создании и эксплуатации цифровой инфраструктуры, предполагает проведение предварительной концептуальной и системной работы, включающей:
Состав консультационных услуг или исследовательских работ по данной тематике предполагает выполнение таких этапов как;
Особо следует отметить необходимость избегать при применении ГЧП и монетизации цифровой инфраструктуры «увлеченности» идеологически и системно противоречивыми сервисами, например такими, как монетизация фотовидеофиксации нарушений ПДД, т.к. цель снижения нарушений ПДД и, соответствующего, повышения безопасности дорожного движения, напрямую противоречит получению прибыли и возврату инвестиций за счет неснижаемого числа штрафов. Что важно – подобные противоречивые сервисы занимают лишь 1% — 2% от потенциально реализуемого печения монетизируем цифровых сервисов на автомобильных дорогах и дорожных сетях.
Иллюстрация табличного и схематичного представления: анализа востребованности сервисов на возмездной основе для различных потребителей; результатов анализа качественного и количественного перечня монетизируемых сервисов для автомобильных дорог; а также анализа зависимости удельной доходности монетизируемых сервисов от «протяженности»:
Пример табличного представления сводного комплексного маркетингового анализа монетизируемых сервисов (Матрицы монетизируемых сервисов и Карты сервисов и услуг):
Примеры схем некоторых технологических и операционных моделей монетизируемых сервисов:
Пример таблиц и схем представления предварительной оценки финансового профиля типового или пилотного проекта создания цифровой инфраструктуры и предоставления цифровых сервисов на автомобильной дороге на пример транспортного коридор:
Пример выполнения мною (в части концептуальной и системной технологической, маркетинговой и калькуляционной разработки) работы по данной тематике:
«Оказания консультационных услуг по подготовке к реализации пилотного проекта обустройства автомобильных дорог для обеспечения их цифровизации с предоставлением монетизируемых сервисов с применением механизмов государственно-частного партнерства» — Заказчик ФГУ «ДОРОГИ РОССИИ» (подведомственное учреждение Федерального дорожного агентство «РОСАВТОДОР»).
Разработка концепций, целевых моделей, системных проектов и программ и планов комплексного развития Интеллектуальных транспортных системных (ИТС) для автомобильных дорог и дорожных сетей федерального, регионального и муниципального уровней, выбор юридических, разработка организационных и экономических моделей, обоснование затрат; управление созданием и запуском в эксплуатацию.
Предполагает:
Особо следует отметить, что эффективность создание и применения ИТС (подсистем и элементов ИТС) обеспечивается не только за счет разработки и создания наиболее эффективной структуры и архитекторы ИТС, но и за счет того что создание и применение ИТС является одним из этапов в «цепочке» включающей: математическое моделирование целевых транспортных потоков и дорожного движения, построение и/или ремонта или реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сетей с учетом параметров этой модели, и последующую организацию дорожного движения и автоматизацию управления дорожным движением за счет внедрения и применения ИТС в соответствии с целевыми математическими модулями организации транспортных «артерий».
Примеры схем, иллюстрирующих методологию выбора предметной области, формирования целевой модели и архитекторы ИТС:
Примеры схем иллюстрирующих разработку регламентационного обеспечения региональных ИТС:
Пример разработки схем организационной и технологической архитекторы комплекса региональных ИТС:
Примеры разработки бюджетирования и планирования мероприятий локального проекта развития региональных ИТС:
Пример выполнения мною работы по данной тематике:
«Оказании консультационных услуг по разработке плана комплексного развития и плана мероприятий внедрения интеллектуальных транспортных систем и их элементов на территории Ульяновской области» — Заказчик ФГУ АНО «ЦИВИЛИЗАЦИЯ / Центр организации дорожного движения Ульяновской области» (подведомственное общество Правительства Ульяновской области и Муниципального образования г. Ульяновск).
«Разработка проекта Регламента о порядке организации и проведения работ по созданию и эксплуатации цифровой (инфокоммуникационной) инфраструктуры автомобильных дорог, систем транспортного управления и безопасности, включая Интеллектуальные транспортные системы и их элементы Рязанской области» — Заказчик АО «РНИЦ по Рязанской области» (подведомственное общество Правительства Рязанской области).
Разработка концепции, модели угроз, системного проекта, протоколов организации и информационного взаимодействия систем транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры; управление созданием и запуском в эксплуатацию.
Процессы обеспечение транспортной безопасности (несанкционированного воздействия на объекты транспортной инфраструктуры), как и безопасность транспортных систем в целом, включат осуществление на базе и с учетом детально-разработанной модели угроз: оценки рисков, мониторинга угроз и событий; их анализа и верификации, с последующей обоснованной выработкой решений; оказание адекватного и оптимального управляющего воздействия и реагирования; обеспечения контроля исполнения и мониторинга воздействий и оценки результатов. Именно для автоматизации обозначенных процессов и осуществляется проектирование, разработка, создание и применение технологических средства, включая инструментальные комплексы, средства и системы связи и автоматизированные информационные системы, в комплексе составляющих систему транспортной безопасности.
Пример схем, иллюстрирующих разработку применение обоснованного и комплексного подхода к обеспечению безопасности транспортных систем:
Пример разработки схем организационной и технологической архитектуры и структуры систем транспортной безопасности:
Пример выполнения мною работы по данной тематике:
Разработка Технического задания для провидения Научно-исследовательской работы «Исследование и поиск рациональных организационных и технических решений по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в целях защиты интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства» — в интересах Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР).
Разработка проекта «Организационно-технические требования технологического обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, подведомственных Федеральному дорожному агентству» — для Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР).
Статья по данной теме — «Архитектура безопасности — ИТС и безопасность»
Разработка концептуальных подходов, системных проектов, прикладных информационных платформенных решений и системных подходов к внедрению и «сквозному» применению технологии информационного моделирования ТИМ на всех этапах жизненного цикла объектов дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры, включая этапы изысканий, проектирования, строительства, содержания, ремонта и реконструкции, а также применения ТИМ для внедрения система транспортной безопасности и обеспечения движения высокоавтоматизированных транспортных средств. Управление проектами на всех этапах создания, внедрения в эксплуатацию, масштабирования и развития информационных технологических платформ ТИМ.
Пример схем иллюстрирующих систематизацию процессов применения ТИМ на этапах жизненного цикла дорожного хозяйства:
Пример схематичного представления экосистемы информационной платформы ТИМ ДХ и этапов ее создания и внедрения:
К работам по данной тематике относится:
Разработка и оценка стоимости мероприятий проектов отраслевых планов по внедрению ТИМ в сфере дорожного хозяйства (ДХ) и планов разработки внедрения отраслевой информационной платформы ТИМ в ДХ — в интересах Минтранса и Федерального дорожного агентства (Росавтодора).
Комплексное инфокоммуникационное (ИК) оснащение объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), например наиболее показательных по сложности и требованиям комплексирования таких, как мостовых сооружений на погранпереходах и протяженных транспортных тоннелей в сейсмоопасных местах, предполагает выполнение таких целевых задач, как: создание всего широкого комплекса информационных, телекоммуникационных, инструментальных и энерго-обеспечивающих систем различной функциональной направленности, так и их в необходимой степени интеграцию с созданием единой обеспечивающей технологической инфраструктурой.
Комплексное инфокоммуникационное оснащение ОТИ включает весь цикл работ от концептуальной проработки, эскизного и системного проектирования, выработки специализированных организационно-технических регламентирующих документов и рекомендаций к ПИР на строительство, модернизацию и реконструкцию (при необходимости) непосредственно самих ОТИ, до работ по проектированию и строительству комплекса инфокоммуникационных, инструментальных и энергетических систем на ОТИ.
К перечню таких ИК систем на ОТИ, например, могут относится: комплексы мониторинга технического состояния, метео-обстановки и сейсмо-обстановки; комплексы управления движением транспортных средств и взиманием платы; комплексы обеспечения транспортной, пожарной, техногенной и общественной безопасности; системы энергообеспечения и системы различного освещения и подсветки; системы связи передачи данных; системы обеспечения деятельности пограничных и таможенных служб, системы межведомственного взаимодействия и т.д.
Примеры схем, иллюстрирующие подход к комплексному инфокоммуникационному и инструментальному оснащению мостового сооружения погранперехода, архитектору и состав этого комплекса:
Ситуационные центры, ситуационно мониторинговые и/или центры управления на практике должны включать подходы как ситуационного, так и риск-ориентированного управления, мониторинг и оценку событий и ситуаций, угроз и рисков, обоснованный выбор сценариев и/или выработку специализированных решений. Работа подобных центров, как правило, имеет два основных режима:
Разработка и создание ситуационных центров, включает в себя:
Примеры схем, иллюстрирующих проработку целей, задач, роли и места ситуационного центра сети автомагистралей:
Примеры схем, иллюстрирующих проработку архитектуры, состава, информационного взаимодействия, этапности создания и стоимостной оценки ситуационного центра сети автомагистралей:
Примеры реализации подобных работ с моим ключевым участием, включающих: разработку Концепции ситуационного управления и проведение ПИР ситуационного центра – «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОБЪЕКТУ: СОЗДАНИЕ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИИ «РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» — Заказчик ГК АВТОДОР.
Статьи по данной тематике: «Стенограмма — Ситуационное управление на автомагистралях»
Телекоммуникационное оснащение как автомобильных, железных дорог, морских и речных путей, транспортных коридоров, объектов транспортной инфраструктуры, тоннелей и мостовых сооружений, так и, в целом, транспортных систем и транспортных узлов, в силу того что они являются критически важными объектами, в существенной мере влияющими на обеспечение жизнедеятельности и безопасности как отдельных регионов, так и страны в целом, предполагает соблюдение следующих подходов:
Организация связи предполагает обеспечении структурной и ресурсной независимости линейных и станционных комплексов технологической связи, обеспечение ее иерархичности от магистральных сети связи и сети доступа до локальных систем и точек подключения, систем и каналов «последней мили», базовых станций широкого спектра радиосистем и ради-интерфейсов.
Проведение работ по созданию комплексной телекоммуникационной инфраструктуры транспортных систем предполагает осуществление: анализа функциональных и технологических потребностей в услугах связи, формирование концептуального подхода, разработку системного проекта (генеральной схемы) комплексной телекоммуникационной инфраструктуры; организацию и управление работами по проектированию, прохождению экспертизы проекта, строительству систем связи и передачи данных, проведению опытной эксплуатации и запуску в промышленную эксплуатацию, а так же организацию технологического оператора связи, наладку его детальности и систематизацию предоставления услуг связи.
Примеры схем иллюстрирующих роль и место телекоммуникационных систем в обеспечении функционирования автомобильных дорог, дорожных сетей и операторов дорог:
Примеры схем, иллюстрирующих организацию связи и передачи данных на автомобильных магистралях:
Примеры схем, иллюстрирующие подходы к организации деятельной технологического оператора связи на репортной инфраструктуре:
Примеры работ по данной тематике, реализованных непосредственно при моем ключевом участии и организации:
«Разработка генеральной схемы (системного проекта) комплекса инфотелекоммуникационных систем автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги» до 2020 года» — Заказчик ГК АВТОДОР
Разработка СТО АВТОДОР 8.3-2014 «Технические и организационные требования к системам связи и передачи данных на автодорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги»».
Разработка СТО АВТОДОР 8.4-2014 «Требования к проектной документации и типовым разделам технических заданий на строительство систем связи и передачи данных на автодорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги»» — Заказчик ГК АВТОДОР.
Разработка СТО АВТОДОР 8.5-2014 «Технические и организационные требования к телекоммуникационным сервисам Государственной компании «Российские автомобильные дороги»» — Заказчик ГК АВТОДОР.
Инфокоммуникационная политика компании ил корпорации или отраслевого заказчика (как и любая политика) является, по сути своей является «декомпозицией» стратегии в одном из направлений и/или аспектов деятельности, учитывающей актуальные потребности как самой компании так и подведомственного дорожного хозяйства, определяющей перечень верхнеуровневых задач, общих подходов и принципов в направлении инфокоммуникационного обеспечения как деятельности самой компании, так и функционирования подведомственных ей ресурсов, инфраструктуры и объектов (в данном случае – транспортной инфраструктуры), а также комплекс мероприятий по созданию механизмов реализации политики и, непосредственно, реализации задач политики (с их последующей декомпозицией на уровне разработки нормативных и регламентирующих, документов, стандартов, планов работ и программ развития, целевых и сводных показателей, бюджетирования, юридического, финансового и PR-обеспечения и т.д., взаимосвязанных между собой, сбалансированных и синхронизированных, обеспечивающих в целом и в итоге достижения стратегических задач кампании).
Разработка инфокоммуникационной политики транспортной компании, корпорации, отраслевого заказчика предполагает:
анализ стратегических задач и актуальных потребностей функционирования как аппарата, так и подведомственных транспортных ресурсов;
Примеры схем, иллюстрирующих роль и место инфокоммуникационной политики, а также структуру и порядок разработки инфокоммуникационной политик транспортной компании/корпорации:
Примеры схем, иллюстрирующих разработку целевых требований и структуры ИКК, а также комплекса подходов и принципов, соответствующей дорожной карты мероприятий:
Примеры работы по данной тематике, выполненной при моем непосредственном ключевом участии и организации:
Разработка «Инфокоммуникационной политики Государственной компании «Российские автомобильные дороги»» — Заказчик ГК АВТОДООР.