«Направления и сферы деятельности»

Деятельность включает:

  • Осуществление полнофункционального бизнес-консалтинга для предприятий различного масштаба и сфер деятельности;
  • Разработку политик и стратегий;
  • Разработку концепций, целевых моделей и системных проектов;
  • Разработку нормативно-технических документов, включая государственные и отраслевые Стандарты, корпоративные технические требования и т.д.;
  • Разработку и создание специализированных программных и аппаратно-программных комплексов, разработку и построение специализированных и отраслевых информационных платформ;
  • Управление проектами и рабочими группами на этапах научно-технической проработки, проектирования и строительства, содержания и предоставления сервисов.
  • Организация, налаживание (оптимизация) производственных процессов и операторской деятельности, организация и выстраивание проектной деятельности и проектного управления.

Основные сферы и направления деятельности (с детализацией, примерами, иллюстрациями):

  • Бизнес-консалтинг… Подробнее
  • Цифровизацию в транспортной отрасли... Подробнее
  • Создание системы мониторинга, управления и обеспечения безопасности... Подробнее

(практическая деятельность осуществляется по более широкому спектру направлений)


I. Бизнес-консалтинг: разработка стратегии и тактики, маркетинговой и финансовой политики; анализ и оптимизация операционной детальности, разработка и внедрение антикризисных мер; разработка и запуск новых направлений бизнеса и специализированных проектов и т.д.

Бизнес-консалтинг осуществляется для предприятий крупного, среднего и малого бизнеса различной направленности – включая, научные и производственный предприятия, предприятия торговли и строительства, операторы услуг и сервисов, централизованных и сетевых структур и т.д.

Направления («срезы») и содержание бизнес-консалтинга:

  • Блок стратегического управления и маркетинга:
    • Стратегический менеджмент и маркетинговая политика («от парадигмы к стратегическим целям и маркетинговым задачам»; «оценка ресурсов и окружений в соответствии с целями и задачами»; «выбор стратегий и подходов, формирование задач и критериев для оперативного упаривания»);
  • Блок операционного управления:
    • Организация взаимодействия уровней акционерного, стратегического и оперативного управления;
    • Организация бизнес-процессов и производственных и логистических процессов, организации документооборота, организации производства (в том числе технологические карты и схемы производственных процессов, схемы бизнес-процессов, бизнес-коммуникаций, формирования и оказания управляющих воздействий, контроля исполнения и обратных связей); системы управления качеством с применяем подсистемы управления по сводным (комплексным) показателям;
    • Организация структуры (организационный дизайн) компании, штатная структура компании, центры принятия решений, архитектура профессиональных обязанностей и ответственностей, управленческих воздействий и делегирования;
    • Системы управленческого учета, финансового управления и учета, система центров финансовой ответственности;
  • Блок обеспечения:
    • Система управления персоналом (HRM), включая, систему формирования профессиональных требований (психологического портрета и мотиваций, навыков и умений), систему подбора и подготовки кадров, систему мотивации и профобучения, систему формирования компенсационных пакетов и систему корпоративной культуры;
    • Системы автоматизации бизнес-процессов (включая системы автоматизации производственных процессов, документооборота, доведения и контроля исполнения управляющих воздействий, финансового и управленческого учета (ERP), системы управления взаимодействиями с клиентами (CRM) и др.

Методология осуществления бизнес-консалтинга:

  • Для вновь создаваемых и существенно диверсифицируемых бизнесов – бизнес-консалтинга предполагает осуществление: 1) разработки пакета документации (относящихся к блокам «стратегического управления и маркетинга, операционного управления и обеспечения»), 2) разработки детализированных и ресурсно-сбалансированных пошаговых планов реализации, 3) менеджерского сопровождения при внедрении;
  • Для оптимизируемых и модернизируемых (включая выводимых из кризиса) бизнесов — бизнес-консалтинга предполагает осуществление: 1) Анализа текущей ситуации (по всем «срезам» в контексте вышеприведенных «блоков бизнес-консалтинга»: маркетинговому позиционированию, бизнес-процессам, организационной структуре, системам операционного управления, системам учета, по финансовому состоянию и управлению, управлению персоналом и т.д.) и проблематик (построения «деревьев проблем» и «выявления нестыковок»), 2) Выработки рекомендации и выработке решений (предлагаемых для внедрения моделей) по оптимизации и модернизации (по необходимым «срезах» и в требуемых аспектах (в контексте вышеприведенных «блоков бизнес-консалтинга»)), 3) Разработка детализированного Плана внедрения изменений по всем срезам, 4) менеджерское сопровождение на этапе подготовки к изменениям и на этапе внедрения изменений (внедрения разработанных моделей по всем «бизнес-срезам»).

Примеры схем и рисунков, иллюстрирующих некоторые этапы и аспекты бизнес-консалтинга:


II. Системы мониторинга, управления и обеспечения безопасности Субъектов Федерации, муниципальных образований, экстренных и силовых служб, отраслевых ведомства и предприятий, сил и средств, а также различных организационных структур

II.i. Автоматизированные информационные системы обеспечения безопасности и жизнедеятельности (АИС ОБЖ) региона, муниципального образования.

АИС ОБЖ представляет собой комплекс широко спектра отраслевых и ведомственных систем мониторинга (сбора и обработки информации, телематики и телеметрии состояния и положения объектов, регистрации событий и т.д.), их интеграцию, комплексирование и обработку, обеспечение межведомственного взаимодействия, анализ, оценку и поддержку выработки управленческих решений; функционирование и взаимодействие на базе общей (или взаимосвязанной) инфокоммуникационной инфраструктуры как отраслевых и ведомственных центров управления различной иерархии, так и функционирование регионального ситуационного мониторингового центра.

Функционально АИС ОБЖ обеспечивает взаимоувязанный комплекс процессов: в процедурной плоскости — мониторинг текущего стояния показателей жизнедеятельности и безопасности, фиксацию событий и обнаружение угроз, их анализ, прогнозирование и выработку управленческих решений, оказание и контроль управленческих воздействий и реагирования на события; в отраслевой плоскости – автоматизацию деятельности силовых структур и экстренных служб (Полиции, МЧС и т.д.) и НПБ (негосударственных предприятий безопасности), автоматизированный мониторинг показателей безопасности и жизнедеятельности социально значимых учреждений (учреждений образования, культуры, здравоохранения и т.д.) и критически важных объектов, автоматизацию деятельности и обеспечения безопасности жизнеобеспечивающих учреждений и предприятий (маршрутизируемого пассажирского транспорта, перевозки опасных грузов, ввоза и обращения отходов, энерго- и водо-обеспечения и т.д.); автоматизацию управленческих, мониторинговых и ситуационных служб и центров различной отраслевой принадлежности и иерархии – от дежурных частей и служб уровня предприятий и районов до ситуационных центов регионального уровня и уровня главков.

Технологическим обеспечением АИС ОБЖ является сложный взаимосвязанной комплекс аппаратно-программных средств, включая широкий комплекс специализированного программного обеспечения (как специфические отраслевые программные продукты и платформы, так и единую региональную информационною платформу, а также средства интеграции и информационного межведомственного взаимодействия, узлы сбора и комплексирования данных), телекоммуникационных ресурсов (проводных и беспроводных сетей передачи данных, проводных и беспроводных систем оперативной и корпоративной связи и т.д.), комплексов систем мониторинга объектов и процессов (систем телематики, телеметрии и видеонаблюдения).

Примеры схем, иллюстрирующих разработку, архитекторы и структура АИС ОБЖ:

Примеры схем иллюстрирующих телекоммуникационное и мониторинговое обеспечение АИС ОБЖ, а также схем информационного взаимодействия и распределения различных видов информации в АИС ОБЖ:

Примеры схем, иллюстрирующих функционирование «отраслевых и ведомственных» автоматизированных систем управления и систем обеспечения безопасности в составе АИС ОБЖ:

Примеры схем, иллюстрирующих взаимодействие АИС ОБЖ с региональным уровнем федеральных систем (на примере системы 112) и региональным уровнем Единой системы обеспечения безопасности (ЕСОБ):

Примеры работ, подготовленных и принятых документов по данной тематике, выполненной при моем непосредственном ключевом участии:

  • Разработка «Концепции Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (АИС ОБЖ) Санкт-Петербурга»; «Плана мероприятий по реализации Концепции Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности» — утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №1505 от 04.10.2005; создание АИС ОБЖ Санкт-Петербурга, включая восходящих в его состав ведомственных и отраслевых систем управления и безопасности (включая Систему обеспечения безопасности социально значимых объектов, в том числе учреждений образования, здравоохранения и культуры);
  • Практические работы по концептуальной и системной проработке, разработке и созданию информаторы АИС ОБЖ, проведение опытной и перевод в коммерческую эксплуатацию, обслуживание, а также технологическое экономическое и управленческое (административное) сопровождение АИС ОБЖ.

Публикации по теме: «АИС ОБЖ — общегородская автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности» — http://www.techportal.ru/material/?id=12459


II.ii. Автоматизированные информационные системы управления силами и средствами (АИС УСС) силовых структур и экстренных служб.

Систему управления силами и средства наиболее ярко и полно можно проиллюстрировать на приме систему управления силами и средствами Главного управления внутренних дел региона, она включает как непосредственно объектовые подсистемы мониторинга сил и средств, их информационной поддержки и телекоммуникационного обеспечения; объектовые охранные системы и тревожные сигнализации, так и непосредственно автоматизированные системы поддержки принятия решения различного уровня и различного профиля: учета и регистрации событий, включая автоматизацию дежурно-диспетчерских служб; планирования, учета и расстановки сил и средств; анализа оперативной обстановки; мониторинга и управления силами и средствами.

Взаимодействия с охранными предприятиями и противоугонными системами и т.д. Автоматизированные системы поддержки принятия решений и доведения управляющих воздействия являются функциональной составляющей центров управления различной иерархии – от низовых и районных до региональных, от отделов и управлений (диспетчерских пультов управления (ДПУ) и пультов централизованного наблюдения (ПЦУ) отделов и РУВД) до главка (Центра управления силами и средствами ЦУСС ГУВД). В качестве существенной неотъемлемой инфраструктурной стравляющей АИС УСС помимо объектовых и подсистем и специализированного программного обеспечения следует особо отметить: ведомственные проводные и беспроводные системы передачи данных и оперативной связи, ведомственные ресурсы обработки и хранения данных.

Примеры схем организации, структуры и взаимодействия ЦУСС / ЦУН / СУМН ГУВД:

Пример организации зала СЦ ЦУСС ГУВД и его внешнего вида ЦУСС / ЦУН ГУВД:

Пример экранных форм Специализированного программного обеспечения ЦУСС / ЦУН ГУВД:

Примеры схем организации Единой системы цифровой оперативной радиосвязи (ЕСОРС) МЧС:

Пример реализации проектов по данной тематике с моим непосредственным и ключевым участием: создание ЦУСС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и развертывания на его базе сводного Центра обеспечения безопасности проведения Саммита G8 в Санкт-Петербурге.

Грамоты и почетные знаки, врученные мне от главков МВД за реализованные проекты и вклад в развитие систем управления силами и средствами ГУВД в различных регионах:

Статьи по теме: «ЦУСС ГУВД СПб и ЛО»


II.iii. Автоматизированные информационные системы (АИС) мониторинга, управления и диспетчеризации логистических служб, коммерческого и маршрутизируемого транспорта, диспетчеризации энергообеспечения организационно и территориально распределенных предприятий и корпораций.

Подобные АИС строятся по тем же принципам и с использованием схожих организационных технических подходов, включат в себя технологические (информационные, телекоммуникационные, телеметрические и телематические, а так же инструментальные) средства и ресурсы обсечения мониторинга и контроля объектов управления, доведения управляющих воздействий, а также специализированные аппаратно-программные и программные комплексы верификации, анализа, поддержки принятия решений, выработки и формирования управляющих воздействий, определимые спецификой применения, спецификой технологических и производственных процессов, спецификой организационных и технических требований к системам, в целом.

Пример схем организации АИС управления и поддержки деятельности и обеспечения безопасности транспортных и логистических предприятий:

Пример экранных форм специализированного ПО АИС управления и поддержки деятельности и обеспечения безопасности транспортных и логистических предприятий:

Пример – иллюстрация подходов к созданию Сети ШПД для РЖД и организации не ее базе технологических сервисов и сервисов обеспечения безопасности, а таже обеспечения пользовательских сервисов:

Пример – иллюстрация организации безопасности необслуживаемых железнодорожных переездов:

Пример – иллюстрация организации создания и внедрения Автоматизированной системы диспетчеризации и управления энергообеспечением (АСДУЭ) для территориально-распределенных предприятий (на примере проработки организации АСДУЭ для ФГУП «РОСМОРПОРТ»):

Некоторые примеры работ и документов по данным тематикам, осуществлённых с моим участием и/ил непосредственно мною:

  • Создание системы мониторинга и диспетчеризации сил и средств ФГУП Спецсвязь;
  • Разработка предложений для РЖД по созданию единой технологической системы беспроводного широкополосного доступа и организации на ее базе ряда технологических и пользовательских сервисов и подсистем транспортной безопасности;
  • Разработка предложений и эскизного проекта для РЖД по комплексному технологическому обеспечению безопасности нерегулируемых железнодорожных переездов (публикация по данной теме на портале издания «Гудок»): https://gudok.ru/newspaper/?ID=1435232 )

III. Цифровизация в транспортной отрасли:

III.i. Целевая модель цифровой трансформации в сфере дорожного хозяйства.

Разработка комплексного представления о полномасштабной цифровизации сферы дорожного хозяйства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, представляющая собой разработку целевой модели автоматизации производственных, технологических и управленческих процессов с использованием широкого комплекса информационных и телекоммуникационных технологий.

Перечень автоматизируемых процессов включает:

  1. Создание, содержание и реконструкции дорожного хозяйства, в том числе с использованием технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла;
  2. Создание и развитие интеллектуальных транспортных систем (организация дорожного движения, управление транспортными потоками и повышение эффективности транспортной работы, контроль транспортных средств и соблюдения ПДД, технологическая безопасность дорожной инфраструктуры, предоставление транспортных и пользовательских сервисов участникам дорожного движения, в том числе, организация и обеспечение функционирования транспортных коридоров и т.д.);
  3. Обеспечение движения высокоавтоматизированных транспортных средств, в том числе, подключенного транспорта и авто-поездов;
  4. Обеспечение транспортной безопасности и комплексной безопасности на транспортных системах;
  5. Обеспечение ситуационного и риск-ориентированного управления на транспортных системах и для отраслевых органов управления.

Разработка целевой модели цифровой трансформации вышеуказанных процессов и дорожного хозяйства в целом включает:

  1. Разработку функциональных матриц и карты цифровых сервисов;
  2. Разработку архитектуры, структуры и состава цифровой (инфокоммуникационной и инструментальной) инфраструктуры, включающей объектовое оборудование, линейные сооружения, специализированные аппаратно-программные комплексы и информационные платформы;
  3. Разработку перечня, порядка, правил и протоколов информационных взаимодействий, как внутрисистемных, так с внешними системами; разработку дорожной карты полного комплекса мероприятий обеспечения цифровой трансформации дорожного хозяйства.

Иллюстрация разработки схем (карт) цифровых сервисов на автомобильных дорогах:

Иллюстрация разработки схем архитекторы, структуры и состава цифровой инфраструктуры дорожного хозяйства:

Иллюстрация разработки схем телекоммуникационного обеспечения цифровизации автомобильных дорог:

Иллюстрация разработки схем методологического и нормативного обеспечения цифровизации автомобильных дорог:

Иллюстрация разработки подходов и схем финансового обеспечения цифровизации автомобильных дорог:

Примеры выпиленных мною работ по данной тематике:

НИР «Разработка целевой модели цифровизации дорожного хозяйства Росавтодора, включая дорожную инфраструктуру и дорожный сервис» в 2018 г. — Заказчик ФГУ «РОСДОРИНФОРМСВЯЗЬ» (подведомственное учреждение Федерального дорожного агентство «РОСАВТОДОР»).

Мои статьи по данной тематике:


III.ii. Монетизация и государственно-частный подход (ГЧП) при цифровизации в сфере дорожного хозяйства.

Разработка подходов к монетизации цифровых сервисов в дорожном хозяйстве и к применению государственно-частного партнерства при создании и эксплуатации цифровой (инфокоммуникационной и инструментальной) инфраструктуры автомобильных дрог и дорожных сетей.
Подход к монетизации цифровой (информационной, коммуникационной и инструментальной) инфраструктуры автомобильных дорог за счет предоставления цифровых сервисов на возмездной основе и, соответственно, к применяю государственно-частного партнёрства при создании и эксплуатации цифровой инфраструктуры, предполагает проведение предварительной концептуальной и системной работы, включающей:

  • Анализ наличия и перечня цифровых сервисов предстающих коммерческих интерес, зависимости их коммерческого потенциала от функциональной полноты этих сервисов и их территориальной пролонгации и связанности; анализ иерархии этих сервисов; анализ инфраструктурной основы этих сервисов, степени уникальности и универсальности цифровой инфраструктуры для монетизируемых сервисов и степень ее интегрированности и унифицированности с инфраструктурой цифровых сервисов, обеспечивающих функционирование и бездонность транспортных систем ( в отношении дорожного хозяйства и дорожного движения);
  • Анализ правовых аспектов развертывания в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог целевой монетизируемой цифровой инфраструктуры и цифровой инфраструктуры двойного и тройного применения (назначения);
  • Разработку правовых и экономических моделей развёртывания цифровой инфраструктуры с использованием ГЧП и предоставления на ее основе как технологически-обеспечивающих сервисов, так и монетизируемых сервисов;
  • Разработку детализированных системных проектов инвестиционных меморандумов.

Состав консультационных услуг или исследовательских работ по данной тематике предполагает выполнение таких этапов как;

  1. Анализ текущей ситуации и исследование отечественного и международного опыта обустройства автомобильных дорог для обеспечения их цифровизации с предоставлением монетизируемых сервисов (опыта создания дорожной инфокоммуникационной инфраструктуры и реализуемых на ее базе сервисов и услуг, их монетизации; изучение актуальных и перспективных потребностей рынка и, в целом, социально-экономического развития РФ в сегменте внедрения монетизируемых сервисов при создании и эксплуатации инфокоммуникационной и иной инфраструктуры автомобильных дорог; анализ потенциала рынка сервисов и услуг на базе инфраструктуры и с использованием инфокоммуникационной и иной инфраструктуры автомобильных дорог, включая сегменты рыночных потребителей, исполнительных органов власти и отраслевых ведомств и предприятий, экстренных служб и силовых ведомств).
  2. Определение целевых, процессных и технологических моделей и обоснование оптимальной организационно-правовой формы реализации проектов по обустройству автомобильных дорог для обеспечения их цифровизации с предоставлением монетизируемых сервисов (разработка целевых процессных и технологических моделей создания и использования инфокоммуникационной инфраструктуры для обеспечения цифровизации автомобильных дорог с предоставлением монетизируемых сервисов, относящихся к обеспечению транспортного управления и безопасности, в том числе обеспечения движения и функционирования подключенного и беспилотного автотранспорта; к обеспечению информационного моделирования, диагностики и эксплуатации в дорожном хозяйстве; обеспечения логистических, информационных и иных пользовательских сервисов; определение типовых и/или пилотных проектов цифровизации автомобильных дорог; подготовка системного проекта с описанием перечня объектов, необходимых для реализации типовых и/или пилотных проектов цифровизации автомобильных дорог; прогноз затрат на обустройство инфраструктуры для реализации типовых и/или пилотных проектов цифровизации автомобильных дорог в удельных или абсолютных показателях; прогноз затрат на содержание и эксплуатацию инфраструктуры при реализации типовых и/или пилотных проектов цифровизации в удельных или абсолютных показателях; определение оптимальной организационно-правовой формы реализации проектов, направленных на обустройство автомобильных дорог для обеспечения их цифровизации с предоставлением монетизируемых сервисов; анализ необходимости внесения изменений в нормативные правовых актов и разработки нормативно-технической документации (различного уровня) для реализации проектов.
  3. Разработка Инвестиционного меморандума (подготовка Финансовой модели; описание целей и задач проекта/ов, организационно-правовой формы реализации проекта/ов и схемы взаимодействия участников проекта; предварительная оценка совокупного объема и структуры инвестиций, условий их привлечения, анализ возможных форм структурирования коммерческих взаимоотношений сторон и укрупненная оценка финансовой эффективности проекта/ов; анализ ключевых рисков проекта; разработка укрупненного плана-графика).

Особо следует отметить необходимость избегать при применении ГЧП и монетизации цифровой инфраструктуры «увлеченности» идеологически и системно противоречивыми сервисами, например такими, как монетизация фотовидеофиксации нарушений ПДД, т.к. цель снижения нарушений ПДД и, соответствующего, повышения безопасности дорожного движения, напрямую противоречит получению прибыли и возврату инвестиций за счет неснижаемого числа штрафов. Что важно – подобные противоречивые сервисы занимают лишь 1% — 2% от потенциально реализуемого печения монетизируем цифровых сервисов на автомобильных дорогах и дорожных сетях.

Иллюстрация табличного и схематичного представления: анализа востребованности сервисов на возмездной основе для различных потребителей; результатов анализа качественного и количественного перечня монетизируемых сервисов для автомобильных дорог; а также анализа зависимости удельной доходности монетизируемых сервисов от «протяженности»:

Пример табличного представления сводного комплексного маркетингового анализа монетизируемых сервисов (Матрицы монетизируемых сервисов и Карты сервисов и услуг):

Примеры схем некоторых технологических и операционных моделей монетизируемых сервисов:

Пример таблиц и схем представления предварительной оценки финансового профиля типового или пилотного проекта создания цифровой инфраструктуры и предоставления цифровых сервисов на автомобильной дороге на пример транспортного коридор:

Пример выполнения мною (в части концептуальной и системной технологической, маркетинговой и калькуляционной разработки) работы по данной тематике:

«Оказания консультационных услуг по подготовке к реализации пилотного проекта обустройства автомобильных дорог для обеспечения их цифровизации с предоставлением монетизируемых сервисов с применением механизмов государственно-частного партнерства» — Заказчик ФГУ «ДОРОГИ РОССИИ» (подведомственное учреждение Федерального дорожного агентство «РОСАВТОДОР»).


III.iii. Интеллектуальные транспортные системы (ИТС).

Разработка концепций, целевых моделей, системных проектов и программ и планов комплексного развития Интеллектуальных транспортных системных (ИТС) для автомобильных дорог и дорожных сетей федерального, регионального и муниципального уровней, выбор юридических, разработка организационных и экономических моделей, обоснование затрат; управление созданием и запуском в эксплуатацию.

Предполагает:

  • По итогам комплексного анализа функционлаьных, экономических и социальных потребностей и условий автоматизации процессов организации и управления дорожным движением и дорожным хозяйство разработку целевых моделей ИТС, их архитекторы, структуры и состава, разработку функциональных и технических требований к комплексным (функциональным) и инструментальным подсистемам, системам связи передачи данных, системам коммутации, интеграции и взаимодействия, к объектовому оборудованию, программным комплексам и автоматизированным рабочим местам (в составе предпроектных работ, эскизного и системного проектирования, а так же технико-экономического обоснования).
  • Подготовку программ развития ИТС на среднесрочный период, разработку проектной документации и плана проведения работ, выбор, кастомизацию и разработку аппаратно-программных комплексов (при необходимости); разработку необходимых нормативно-технических документов и организационных моделей.
  • Сопровождение при строительстве и опытной эксплуатации.

Особо следует отметить, что эффективность создание и применения ИТС (подсистем и элементов ИТС) обеспечивается не только за счет разработки и создания наиболее эффективной структуры и архитекторы ИТС, но и за счет того что создание и применение ИТС является одним из этапов в «цепочке» включающей: математическое моделирование целевых транспортных потоков и дорожного движения, построение и/или ремонта или реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сетей с учетом параметров этой модели, и последующую организацию дорожного движения и автоматизацию управления дорожным движением за счет внедрения и применения ИТС в соответствии с целевыми математическими модулями организации транспортных «артерий».

Примеры схем, иллюстрирующих методологию выбора предметной области, формирования целевой модели и архитекторы ИТС:

Примеры схем иллюстрирующих разработку регламентационного обеспечения региональных ИТС:

Пример разработки схем организационной и технологической архитекторы комплекса региональных ИТС:

Примеры разработки бюджетирования и планирования мероприятий локального проекта развития региональных ИТС:

Пример выполнения мною работы по данной тематике:

«Оказании консультационных услуг по разработке плана комплексного развития и плана мероприятий внедрения интеллектуальных транспортных систем и их элементов на территории Ульяновской области» — Заказчик ФГУ АНО «ЦИВИЛИЗАЦИЯ / Центр организации дорожного движения Ульяновской области» (подведомственное общество Правительства Ульяновской области и Муниципального образования г. Ульяновск).

«Разработка проекта Регламента о порядке организации и проведения работ по созданию и эксплуатации цифровой (инфокоммуникационной) инфраструктуры автомобильных дорог, систем транспортного управления и безопасности, включая Интеллектуальные транспортные системы и их элементы Рязанской области» — Заказчик АО «РНИЦ по Рязанской области» (подведомственное общество Правительства Рязанской области).


III.iv. Системы Транспортной безопасности (ТБ).

Разработка концепции, модели угроз, системного проекта, протоколов организации и информационного взаимодействия систем транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры; управление созданием и запуском в эксплуатацию.

Процессы обеспечение транспортной безопасности (несанкционированного воздействия на объекты транспортной инфраструктуры), как и безопасность транспортных систем в целом, включат осуществление на базе и с учетом детально-разработанной модели угроз: оценки рисков, мониторинга угроз и событий; их анализа и верификации, с последующей обоснованной выработкой решений; оказание адекватного и оптимального управляющего воздействия и реагирования; обеспечения контроля исполнения и мониторинга воздействий и оценки результатов. Именно для автоматизации обозначенных процессов и осуществляется проектирование, разработка, создание и применение технологических средства, включая инструментальные комплексы, средства и системы связи и автоматизированные информационные системы, в комплексе составляющих систему транспортной безопасности.

Пример схем, иллюстрирующих разработку применение обоснованного и комплексного подхода к обеспечению безопасности транспортных систем:

Пример разработки схем организационной и технологической архитектуры и структуры систем транспортной безопасности:

Пример выполнения мною работы по данной тематике:

Разработка Технического задания для провидения Научно-исследовательской работы «Исследование и поиск рациональных организационных и технических решений по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в целях защиты интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства» — в интересах Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР).

Разработка проекта «Организационно-технические требования технологического обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, подведомственных Федеральному дорожному агентству» — для Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР).

Статья по данной теме — «Архитектура безопасности — ИТС и безопасность»


III.v. Технология информационного моделирования в дорожном хозяйстве.

Разработка концептуальных подходов, системных проектов, прикладных информационных платформенных решений и системных подходов к внедрению и «сквозному» применению технологии информационного моделирования ТИМ на всех этапах жизненного цикла объектов дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры, включая этапы изысканий, проектирования, строительства, содержания, ремонта и реконструкции, а также применения ТИМ для внедрения система транспортной безопасности и обеспечения движения высокоавтоматизированных транспортных средств. Управление проектами на всех этапах создания, внедрения в эксплуатацию, масштабирования и развития информационных технологических платформ ТИМ.

Пример схем иллюстрирующих систематизацию процессов применения ТИМ на этапах жизненного цикла дорожного хозяйства:

Пример схематичного представления экосистемы информационной платформы ТИМ ДХ и этапов ее создания и внедрения:

К работам по данной тематике относится:

Разработка и оценка стоимости мероприятий проектов отраслевых планов по внедрению ТИМ в сфере дорожного хозяйства (ДХ) и планов разработки внедрения отраслевой информационной платформы ТИМ в ДХ — в интересах Минтранса и Федерального дорожного агентства (Росавтодора).


III.vi. Комплексное инфокоммуникационное оснащение объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ).

Комплексное инфокоммуникационное (ИК) оснащение объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), например наиболее показательных по сложности и требованиям комплексирования таких, как мостовых сооружений на погранпереходах и протяженных транспортных тоннелей в сейсмоопасных местах, предполагает выполнение таких целевых задач, как: создание всего широкого комплекса информационных, телекоммуникационных, инструментальных и энерго-обеспечивающих систем различной функциональной направленности, так и их в необходимой степени интеграцию с созданием единой обеспечивающей технологической инфраструктурой.

Комплексное инфокоммуникационное оснащение ОТИ включает весь цикл работ от концептуальной проработки, эскизного и системного проектирования, выработки специализированных организационно-технических регламентирующих документов и рекомендаций к ПИР на строительство, модернизацию и реконструкцию (при необходимости) непосредственно самих ОТИ, до работ по проектированию и строительству комплекса инфокоммуникационных, инструментальных и энергетических систем на ОТИ.

К перечню таких ИК систем на ОТИ, например, могут относится: комплексы мониторинга технического состояния, метео-обстановки и сейсмо-обстановки; комплексы управления движением транспортных средств и взиманием платы; комплексы обеспечения транспортной, пожарной, техногенной и общественной безопасности; системы энергообеспечения и системы различного освещения и подсветки; системы связи передачи данных; системы обеспечения деятельности пограничных и таможенных служб, системы межведомственного взаимодействия и т.д.

Примеры схем, иллюстрирующие подход к комплексному инфокоммуникационному и инструментальному оснащению мостового сооружения погранперехода, архитектору и состав этого комплекса:


III.vii. Системы ситуационного управления на скоростных магистралях

Ситуационные центры, ситуационно мониторинговые и/или центры управления на практике должны включать подходы как ситуационного, так и риск-ориентированного управления, мониторинг и оценку событий и ситуаций, угроз и рисков, обоснованный выбор сценариев и/или выработку специализированных решений. Работа подобных центров, как правило, имеет два основных режима:

  1. Режим «приборной доски пилота», когда осуществляется мониторинг функционирования и состояния системы по сводным показателям и задействования при отклонении от штатного состояния заранее подготовленных сценариев;
  2. Режим «штурвал на себя», когда центр действует как оперативный штаб, беря на себя непосредственное управление процессами в «ручном режиме». Именно исходя их необходимых походов и требуемых режимов работы определяется архитектура, структура и состав технологического и оперативного обеспечения центра, его взаимодействия с нижестоящими, вышестоящими и внешними системами. Для отраслевых, региональных и федеральных ситуационных центров – эти центры, по сути, являются «надстройкой» над всеми технологическими функциональными системами, системами обеспечения жизнедеятельности и безопасности сферы детальности, отрасли, региона и т.д.

Разработка и создание ситуационных центров, включает в себя:

  • Анализ функциональных процессов, анализ взаимосвязей, анализ требуемых роли и места этих центов, их информационного взаимодействия, их функциональной оснащенности и ее технологической обеспеченности;
  • Разработку концепции, эскизного и системного проектов, разработку рекомендаций для развития нижестоящих автоматизированных систем мониторинга и управления, систем связи и передачи данных и т.д.,
  • Разработку необходимого комплекта документов организационного и технического регламентирования;
  • Разработку детализированного и четко синхронизированного плана проведения работ (как в отношении непосредственно технологических ресурсов СЦ, так и технологических ресурсов нижестоящим систем, в том числе разработки соответствующих регламентирующих НПА и НТД);
  • Осуществление работ по проектированию и строительству (включая необходимые разработки новых автоматизированных подсистем и аппаратно-программных комплексов) как непосредственно технологических систем ситуационного центра, так и модернизируемых и развиваемых нижестоящих функциональных технологических систем.

Примеры схем, иллюстрирующих проработку целей, задач, роли и места ситуационного центра сети автомагистралей:

Примеры схем, иллюстрирующих проработку архитектуры, состава, информационного взаимодействия, этапности создания и стоимостной оценки ситуационного центра сети автомагистралей:

Примеры реализации подобных работ с моим ключевым участием, включающих: разработку Концепции ситуационного управления и проведение ПИР ситуационного центра – «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОБЪЕКТУ: СОЗДАНИЕ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИИ «РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» — Заказчик ГК АВТОДОР.

Статьи по данной тематике: «Стенограмма — Ситуационное управление на автомагистралях»


III.viii.Телекоммуникационное оснащение транспортных систем

Телекоммуникационное оснащение как автомобильных, железных дорог, морских и речных путей, транспортных коридоров, объектов транспортной инфраструктуры, тоннелей и мостовых сооружений, так и, в целом, транспортных систем и транспортных узлов, в силу того что они являются критически важными объектами, в существенной мере влияющими на обеспечение жизнедеятельности и безопасности как отдельных регионов, так и страны в целом, предполагает соблюдение следующих подходов:

  • Создание технологических и/или выделенных систем связи и передачи данных, защищенных от несанкционированных организационных и технических воздействий, включая обеспечение необходимого уровня эмитостойкости и имитостойкости, а также информационной безопасности и «вендорной» независимости; обеспечивающих необходимые скорость передачи данных и пропускной объем телекоммуникационных систем, с обеспечением требуемых уровней надежности и задержек. обеспечение комплекса различных видов технологической связи – от передачи данных по проводным и радио-каналам до обеспечения оперативной и корпоративной телефонной и радио связи.
  • Использование, при допустимости, и, в большинстве случаев, обязательное обеспечение высокого качества связи общего пользования для пользователей транспортных систем, включая обеспечение радиотелефонной связи, доступа в интернет и к медиасервисам.

Организация связи предполагает обеспечении структурной и ресурсной независимости линейных и станционных комплексов технологической связи, обеспечение ее иерархичности от магистральных сети связи и сети доступа до локальных систем и точек подключения, систем и каналов «последней мили», базовых станций широкого спектра радиосистем и ради-интерфейсов.

Проведение работ по созданию комплексной телекоммуникационной инфраструктуры транспортных систем предполагает осуществление: анализа функциональных и технологических потребностей в услугах связи, формирование концептуального подхода, разработку системного проекта (генеральной схемы) комплексной телекоммуникационной инфраструктуры; организацию и управление работами по проектированию, прохождению экспертизы проекта, строительству систем связи и передачи данных, проведению опытной эксплуатации и запуску в промышленную эксплуатацию, а так же организацию технологического оператора связи, наладку его детальности и систематизацию предоставления услуг связи.

Примеры схем иллюстрирующих роль и место телекоммуникационных систем в обеспечении функционирования автомобильных дорог, дорожных сетей и операторов дорог:

Примеры схем, иллюстрирующих организацию связи и передачи данных на автомобильных магистралях:

Примеры схем, иллюстрирующие подходы к организации деятельной технологического оператора связи на репортной инфраструктуре:

Примеры работ по данной тематике, реализованных непосредственно при моем ключевом участии и организации:

«Разработка генеральной схемы (системного проекта) комплекса инфотелекоммуникационных систем автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги» до 2020 года» — Заказчик ГК АВТОДОР

Разработка СТО АВТОДОР 8.3-2014 «Технические и организационные требования к системам связи и передачи данных на автодорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги»».

Разработка СТО АВТОДОР 8.4-2014 «Требования к проектной документации и типовым разделам технических заданий на строительство систем связи и передачи данных на автодорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги»» — Заказчик ГК АВТОДОР.

Разработка СТО АВТОДОР 8.5-2014 «Технические и организационные требования к телекоммуникационным сервисам Государственной компании «Российские автомобильные дороги»» — Заказчик ГК АВТОДОР.


III.iх. Инфокоммуникационная политика (ИКП) транспортных корпораций

Инфокоммуникационная политика компании ил корпорации или отраслевого заказчика (как и любая политика) является, по сути своей является «декомпозицией» стратегии в одном из направлений и/или аспектов деятельности, учитывающей актуальные потребности как самой компании так и подведомственного дорожного хозяйства, определяющей перечень верхнеуровневых задач, общих подходов и принципов в направлении инфокоммуникационного обеспечения как деятельности самой компании, так и функционирования подведомственных ей ресурсов, инфраструктуры и объектов (в данном случае – транспортной инфраструктуры), а также комплекс мероприятий по созданию механизмов реализации политики и, непосредственно, реализации задач политики (с их последующей декомпозицией на уровне разработки нормативных и регламентирующих, документов, стандартов, планов работ и программ развития, целевых и сводных показателей, бюджетирования, юридического, финансового и PR-обеспечения и т.д., взаимосвязанных между собой, сбалансированных и синхронизированных, обеспечивающих в целом и в итоге достижения стратегических задач кампании).

Разработка инфокоммуникационной политики транспортной компании, корпорации, отраслевого заказчика предполагает:

анализ стратегических задач и актуальных потребностей функционирования как аппарата, так и подведомственных транспортных ресурсов;

  • Формирование верхнеуровневых требований к инфокоммуникационному комплексу (ИКК), втыкающих из проведенного анализа с детализацией по группам: требования исходя из стратегических задач и задач отраслевых (федеральных, региональных и т.д.) программ развития; требования исходя из потребностей аппарата компании и требований исходя из потерянностей развития и функционирования подведомственной транспортной инфраструктуры;
  • Последующая декомпозиция требований по технологическим направлениям инфокоммуникационного обеспечения;
  • Выработка принципов и подходов по каждому из технологических направлений инфокоммуникационного обеспечения;
  • Выработка основных задач и обеспечивающих задач по каждому из технологических направлений инфокоммуникационного обеспечения, подготовка дорожной карты, перечня нормативных инициатив и т.д.

Примеры схем, иллюстрирующих роль и место инфокоммуникационной политики, а также структуру и порядок разработки инфокоммуникационной политик транспортной компании/корпорации:

Примеры схем, иллюстрирующих разработку целевых требований и структуры ИКК, а также комплекса подходов и принципов, соответствующей дорожной карты мероприятий:

Примеры работы по данной тематике, выполненной при моем непосредственном ключевом участии и организации:

Разработка «Инфокоммуникационной политики Государственной компании «Российские автомобильные дороги»» — Заказчик ГК АВТОДООР.

Заказчики, контрагенты и партнеры (в рамках осуществлённых проектов)