Операционный консалтинг это
Операционный консалтинг, также называемый операционным управлением, определяется как консультационные или внедренческие услуги, которые улучшают внутренние операции и производительность компании в цепочке создания стоимости.
Консалтинговые проекты по управлению операциями повышают эффективность клиентских операций, консультируя и поддерживая внедрение изменений в целевые операционные модели, функциональные бизнес-процессы, системы управления, культуру и другие элементы цепочки создания стоимости.
Рынок операционного консалтинга
Рынок услуг операционного консалтинга оценивается примерно в 70 миллиардов долларов, что составляет чуть менее 30% мирового рынка консалтинга, что делает его, наряду с финансовым консультированием, крупнейшим сегментом в отрасли.
За последние шесть лет на рынке операционного консалтинга наблюдался непрерывный рост со средним показателем 5%, в результате чего объем рынка вырос с 56 миллиардов долларов в 2011 году до 71 миллиарда долларов в 2016 году.
Ключевыми факторами спроса операционного консалтинга являются сокращение бизнес расходов и сокращение штатов, особенно в кризисные годы и после них, повышение производительности, а также необходимость преобразований в таких функциональных областях операционного консалтинга, как управление персоналом, финансы, продажи и маркетинг и юриспруденция.
Спрос на операционный консалтинг и бизнес консультации
Ключевой характеристикой операционного консалтинга является то, что он более устойчив к экономическим условиям, чем другие консультационные сегменты по всем направлениям.
Спрос на консультации в области стратегического консалтинга, тесно связан со стратегиями роста, в то время как консультации по слияниям и поглощениям и корпоративным финансам в значительной степени зависят от оживленной экономики и аппетита к приобретениям, а ИТ-консалтинг в определенной степени зависит от экономических условий, которые формируют бюджеты капиталовложений.
Напротив, операционное управление может быть использовано для повышения эффективности работы предприятия или компании как в благоприятных, так и в неблагоприятных рыночных условиях, либо для реализации планов роста выручки, либо для поддержки программ сокращения и повышения бизнес эффективности.
Операционный консалтинг 8 дисциплин
Рынок операционных консалтинговых и управленческих бизнес услуг состоит из восьми дисциплин:
- Организационные операции
- Продажи и маркетинг
- Консалтинг цепочки поставок
- Консалтинг поиска и закупок
- Консалтинг финансов
- Управление бизнес-процессами
- Исследования и разработки
- Аутсорсинг
Консалтинг организационных операций
Организационные операции сосредоточены на повышении эффективности всех аспектов, поддерживающих структуру организации, включая: организационный дизайн, управление (между функциями и отделами), роли и обязанности, а также производительность сотрудников.
Типичные действия связаны либо с реализацией организационных бизнес стратегий, таких как оптимизация рабочей силы и изменение ролей сотрудников, либо вызваны событием или кризисной ситуацией, такой как слияние или переход в рамках более широких усилий по корпоративной реструктуризации.
С функциональной точки зрения операционный консалтинг направлен на совершенствование бизнес процессов, способов работы и базовых систем в широком спектре областей, из которых:
- Продажи и маркетинг
- Цепочки поставок
- Источники и закупки
- Финансы
- Исследования и разработки
Являются крупнейшими областями с точки зрения размера.
Консалтинг продаж и маркетинга
В разделе «Продажи» рассматривается вопрос о том, как можно улучшить операции по продажам, включая повышение эффективности бизнес управления каналами, повышение уровня профессиональной поддержки клиентов (т.е. от центров обработки вызовов до специализированных служб поддержки) и расширение взаимодействия с клиентами, обычно называемое управлением взаимоотношениями с клиентами (CRM).
Другие области, которые подпадают под продажи, включают оптимизацию и управление учетными записями и продвижением, планирование продаж и операций (S & OP), повышение эффективности работы персонала.
Бизнес маркетинг охватывает, среди прочего, области:
- Исследований клиентов и рынка
- Маркетинговой аналитики
- Дизайна и проектирования продуктов
- Категорийного менеджмента
- Клиентского опыта и лояльности
Консалтинг управление цепочки поставок (SCM)
Бизнес консультанты по управлению цепочками поставок (SCM) нацелены на оптимизацию деятельности бизнеса в области поставок по всей цепочке создания стоимости, охватывающей от производства до логистики (входящей и исходящей) и складирования до доставки клиентам.
Ключевые предложения в управление включают:
- Оптимизацию предложения при планировании продаж и операций
- Повышение точности планирования например (планирование спроса, управление, прогнозирование)
- Улучшение производственных операций
- Оптимизацию логистики (например, проектирование сети, виды транспорта)
- Управление запасами
- Управление операционными рисками
Последняя область охватывает все усилия, направленные на несоблюдение требований (которые находятся в рамках финансового консультирования), направленные на минимизацию риска сбоев в цепочке поставок для нормальной деловой бизнес деятельности.
Основные виды деятельности включают:
- Оценку валового операционного риска предприятия
- Разработку планов снижения операционных рисков
- Управление и моделирование сценариев предприятия
- Разработку систем для автоматизации реагирования на сбои в работе
Одним из основных направлений роста консалтинга в области управления цепочками поставок является устойчивое развитие – в свете растущего значения, корпоративной социальной ответственности, компании и предприятия вкладывают значительные средства в повышение экологического воздействия своей деятельности.
Консультанты по цепочке поставок обычно работают:
- На этапе исследований и разработок (например, разработка продукта, маркетинг)
- На этапе продаж и постпродажной деятельности (например, продажи, обслуживание клиентов)
Консалтинг поиска и закупок
Сегмент поиска и закупок управление операциями рассматривает всю закупочную деятельность, направленную на поиск, оценку и привлечение поставщиков для приобретения товаров и услуг.
Консультанты могут, например, оказывать управление и поддержку путем повышения стоимости и процесса поставок сырья или компонентов продукта или услуги, улучшения условий и положений контрактов с производителями или поставщиками и управление взаимодействуя с поставщиками (включая контракты на аутсорсинг), также известные как управление взаимоотношениями с поставщиками.
Ключевые предложения включают:
- Проведение анализа расходов с целью поиска синергии
- Улучшения как прямых, так и косвенных операций по закупкам и поддержки клиентов в переходе на более экологичный портфель закупок
Консалтинг финансов
Услуги, ориентированные на финансовый отдел, также известные как услуги финансового директора, сосредоточены на ряде финансовых видов деятельности. Более стратегические предложения включают финансовое планирование и разработку целевой операционной модели, которые относятся к области операционного консалтинга.
Этот сегмент может также включать:
- Слияния и поглощения
- Составление бюджета капитала
- Управление активами
Хотя эти услуги обычно также входят в портфель финансовых консультационных услуг консалтинговых фирм.
Услуги по внедрению сосредоточены на повышении эффективности одного или группы финансовых процессов, таких как:
- Порядок обналичивания
- Закупки для оплаты
- Управление денежными средствами предприятия
- Оборотный капитал предприятия
- Процесс финансового закрытия и отчетности предприятия
Любые финансовые операции также направлены на поддержку принятия решений, и консультанты часто привлекаются для улучшения потока соответствующей информации для соответствующих заинтересованных сторон (управленческая отчетность), например, с помощью управления данными, бизнес-аналитики и финансовых информационных панелей.
Обязательства, направленные на повышение зрелости всей финансовой организации, известные как финансовые преобразования, представляют собой самый большой мандат, который могут быть предоставлены консультантам в этой области.
Управление бизнес–процессами (BPM)
Управление бизнес–процессами (BPM) фокусируется на повышении операционной эффективности за счет оптимизации бизнес-процессов компании (предприятия) — поэтому оно также описывается как управление процессами или совершенствование процессов.
Ландшафт BPM состоит из нескольких потоков, таких как управление и проектирование бизнес-процессов, который определяет будущую ситуацию и моделирует процесс и действия для поддержки плана, а также реинжиниринг бизнес-процессов (BPR), который перепроектирует весь технологический операционный цикл, обычно выполняемый для снижения неэффективности, сложности или неэффективных устаревших способов работы.
Методы в управление, непрерывного совершенствования, направленные на систематическое удаление отходов из процессов, таких как Lean Six Sigma, составляют еще одну важную часть проектов BPM, и хотя они возникли и долгое время процветали в таких отраслях промышленности, как автомобилестроение и производство, принципы бережливого производства применяются в настоящее время во всех отраслях, и для облегчения таких переходов часто нанимаются эксперты-консультанты (или сертифицированные консультанты).
Консалтинг исследования и разработки (R & D)
Сфера услуг в области исследований и разработок (R & D) полностью посвящена бизнес-стороне инноваций. Консультанты привлекаются для комплексной разработки и улучшения конечных результатов расходов на инновации, которые варьируются от оптимизации процессов разработки новых продуктов (NPD) до повышения сложности управления портфелем и повышения эффективности организации НИОКР, как с «жесткой» (например, структура, процесс, система предприятия), так и с «мягкой» (например, человеческий капитал) точки зрения.
Управление жизненным циклом продукта (PLM) является еще одним источником повышения производительности предприятия в области инноваций. Решения, касающиеся того, как долго хранить продукт в портфеле и когда выводить продукт из эксплуатации, могут быть особенно сложными для принятия внутри компании или предприятия – поэтому часто привлекаются консультанты для консультирования по вопросам устранения более невыгодных продуктов и продления срока службы продуктов, которые в настоящее время предлагаются на рынке.
Аутсорсинг
Консультанты по аутсорсингу решают все дилеммы клиентов и компании, связанные с передачей обязанностей и деятельности на аутсорсинг третьим лицам. В то время как в первые годы аутсорсинг был сосредоточен в основном на переводе трудоемких видов деятельности в страны с низкой заработной платой, за последние десятилетия эта область превратилась в один из крупнейших рынков услуг и сегодня стала основной линейкой операционных моделей.
Консультанты, как правило, помогают клиентам разрабатывать и создавать схемы аутсорсинга – в основном для процессов бэк-офиса, таких как:
- Финансы и бухгалтерия предприятия
- Управление персоналом предприятия
- Подбор персонала предприятия
- Юридические вопросы предприятия
- ИТ–инфраструктура и приложения предприятия
И впоследствии поддерживают переходы.
В последнее время наметилась тенденция к возвращению определенных видов деятельности в географию проживания («переориентация»), и консультанты также активно участвуют в таких проектах.
Создание общих служб также входит аналитиками в сферу аутсорсинга, в первую очередь потому, что оно, по сути, основывается на аналогичных навыках и опыте (перемещение процессов к новому владельцу) как правило, может включать компонент аутсорсинга, если организации выбирают внешнюю сторону.
До создания общей финансовой (FSSC) или кадровой (HRSSC) службы консультанты оказывают поддержку, в частности, посредством согласования и стандартизации процессов, а также перехода к общему шаблону.
Чем занимается консультант по операциям?
Консультанты по операциям нанимаются клиентами для оказания им поддержки в повышении эффективности их цепочки создания стоимости. Эти услуги включают:
- Разработку и внедрение целевых моделей операционной деятельности
- Предоставления услуг предприятия
- Выполнение программ снижения затрат предприятия
- Оптимизацию бизнес-процессов рентабельности производства
Кроме того, они включают в себя разработку и внедрение бизнес-преобразований предприятия как в первичных, так и во вторичных функциях. Примеры включают повышение «качества обслуживания клиентов» (продажи, маркетинг), повышение эффективности логистики (цепочки поставок), изменение способа получения сырья (закупки), аудит и другие инициативы фронт-офиса и бэк-офиса.
Во многих случаях улучшения используют технологии, это означает, что проекты включают тесное сотрудничество с цифровыми и ИТ-консультантами.
Консалтинговые фирмы по операциям
Поскольку управление операциями лежит в основе большинства управленческих вопросов предприятия, значительная доля консалтинговых фирм предоставляет услуги в одной из восьми ключевых областей обслуживания.
Специалисты обычно различают два типа фирм:
- Операционные консалтинговые фирмы «чистой игры» (т.е. те, которые сосредоточены исключительно на операциях или одной из функциональных областей)
- «Операционные практики» многопрофильных фирм (задачи и направление услуг консалтинговой фирмы широкого профиля, предоставляющей операционные предложения)